Когда использование изображения мультипликационных героев правомерно?

Когда использование изображения мультипликационных героев правомерно?

В последнее время очень часто возникает вопрос о возможности создания рекламных роликов с участием известных мультипликационных героев. Благодаря своей популярности, эти персонажи будут вызывать интерес у детей и подростков, что, в свою очередь, приведет к повышению спроса на товар. Поэтому производители часто их применяют для продвижения своей продукции. Но многие даже не догадываются, что такое использование персонажей из мультфильмов является незаконным, если не иметь соответствующего разрешения.

Наравне с любим произведением искусства, мультипликационный герой – объект авторского права. Он имеет своего автора и правообладателя. Поэтому, любое использование персонажа из мультфильма возможно только с разрешения именно того человека, который владеет правами на него, а не того, кто его придумал.

Получить такое разрешение можно у компании-правообладателя или её представительств в регионах. Необходимо подписать лицензионный (сублицензионный) договор, подтверждающий тот факт, что вы имеете право использовать конкретный персонаж. В документе также будет оговорено, как часто его можно эксплуатировать, где и на каких условиях. Только после заключения договора применение известных мультипликационных персонажей в деятельности является правомерным.

Но бывают такие ситуации, когда компания, обладающая правами на персонажа из мультфильма, оформляет его как товарный знак. В таком случае, анимационный герой всегда изображается определенным образом (одна и та же поза, одежда). Многие ошибочно считают, если что-то изменить в персонаже или использовать его для продвижения продукции иной категории, то права владельца не будут нарушены. Но это не совсем так. Существует две различные области права, одна из которых занимается урегулированием использования объектов авторского права, а другая квалифицируется на решении вопросов использования товарных знаков. Какой вывод из вышесказанного? Даже если путем изменения некоторых деталей в изображении героя можно избежать противоправных действий относительно компании, которая зарегистрировала товарный знак, то нарушения авторских прав в этом случае не уйти.

Если, несмотря на изменения мультипликационного героя, он все равно узнаваем, то необходимо получить разрешение на использование изображения. Если же с помощью проведения независимой художественной экспертизы вы сможете доказать, что созданный персонаж не является аутентичным – можно применять его в своей деятельности, не боясь нарушить чьи-то авторские права.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что законодательством предусмотрена защита авторского права. Только создатель мультипликационного персонажа или правообладатель могут использовать его любым способом и в различных целях. Третье лицо, которое изъявит желание также применить анимационного героя в своей деятельности, вынужденно заключать лицензионный договор с правообладателями. В противном случае это приведет к нарушению прав правообладателя персонажа.